Даже правильно рассчитанная и смонтированная система отопления в доме не всегда эффективно работает и обеспечивает равномерный прогрев помещения. Такие сбои в работе бывают вызваны не поломкой оборудования, а обычным воздухом, который скопился в системе. Воздушные пробки становятся причиной шумов в магистрали и приборах, а также плохого нагревания радиатора либо полной его неработоспособности. Чтобы наладить эффективный обогрев жилых помещений, нужно знать как развоздушить систему отопления.

Поскольку все трубопроводы и радиаторы герметичные, возникает логичный вопрос – откуда в системе отопления воздух?

Однозначно ответить сложно даже в каждом конкретном случае, потому что причины завоздушивания системы отопления следующие:

  1. Неправильный уклон обратного трубопровода. Этот уклон нужен для естественного тока теплоносителя в сторону котельной или нагревательного котла. При недостаточном токе в системе понижается давление и накапливается воздух.
  2. Воздух в системе может появляться из-за ее неправильного заполнения теплоносителем.
  3. Воздушные массы могут попадать в отопительный контур через негерметичные соединения различных участков трубопроводов и составляющих элементов.
  4. Отсутствие кранов Маевского или клапанов для стравливания воздуха приводит к некорректной работе всей системы и ее завоздушиванию.
  5. В ходе проведения любых ремонтных работ в отопительный контур будет попадать воздух.
  6. Использование некачественной воды, которая содержит много кислорода, также является распространенной причиной этой проблемы. При ее нагревании газ выделяется и собирается в виде воздушных пузырей.
  7. Попадание воздуха в контур может происходить через поврежденные коррозией участки трубопроводов и радиаторов.
  8. Полный слив теплоносителя из контура также является причиной завоздушивания.

Как воздух влияет на работу системы?

Если в системе отопления воздух, то это в первую очередь сказывается на нормальной циркуляции теплоносителя. Нагретая жидкость не может перемещаться по контуру и отдавать тепло радиаторам, которые в свою очередь не будут нагревать помещение или могут делать это в недостаточной степени.


Завоздушивание системы сказывается на всей ее работе, вызывая следующие негативные явления:

  • В контуре и батареях появляются шумы при циркуляции теплоносителя. Кроме этого, трубы могут вибрировать, вызывая быстрый износ элементов на участках стыковки и ослабляя сварные соединения.
  • Своевременный спуск воздуха из системы отопления важен и по той причине, что воздушные пробки препятствуют циркуляции теплоносителя через отдельные радиаторы. В некоторых случаях это может привести к замерзанию системы.
  • Воздух в контуре ухудшает циркуляцию теплового носителя, что способствует перерасходу топлива котлом.
  • Кислород в системе отопления вызывает коррозию металлических элементов. В итоге срок службы оборудования уменьшается, а некоторые агрегаты могут преждевременно выходить из строя.

Какие признаки указывают на наличие воздуха в системе?

Для начала нужно убедиться, что причина неэффективной работы отопительной системы – завоздушивание.

На это указывают следующие признаки:

  1. В радиаторах и трубопроводах появляется шум. Это может быть гул или булькающий звук, который является характерным признаком скопления воздуха.
  2. Батареи прогреваются неравномерно. Такая ситуация бывает не только при завоздушивании, но и при засорении радиатора отложениями. Отличить одно от другого несложно. При завоздушивании холодным будет и радиатор, и трубопровод, а при засорении прибора трубы будут горячими, а секции батареи – холодными.
  3. В системе может снижаться давление. Если воздух попал в контур при разгерметизации, то в этом месте будут протечки, а общее давление в магистрали будет снижено. Нужно внимательно осмотреть все места соединений и герметично их затянуть. Если течь не выявлена, то ее стоит поискать на протяжении трубопровода и в отопительных приборах.

Важно! Определить место скопления воздуха в системе можно постукиванием. В месте завоздушивания звук при ударе более звонкий.

Как спустить воздух из системы?

Теперь пришла очередь поговорить о том, как убрать завоздушенность системы отопления. Для удаления воздуха используются различные краны и приспособления для его спуска.

Воздушный сепаратор

Это устройство предназначено не для удаления воздушных пробок, а для устранения растворенного в теплоносителе воздуха, который при нагревании воды будет выделяться пузырьками и скапливаться в системе. Данное приспособление может быть установлено в любом месте контура.

Для удаления растворенного воздуха агрегат его преобразовывает в пузырьки, собирает и выводит наружу. Сепаратор является частью сепараторного узла, который устанавливается в подвале многоэтажки.

Сегодня можно найти усовершенствованные сепараторы, которые не только выводят воздух из теплоносителя, но и отвечают за его очищение от примесей и мусора. Обычно эти агрегаты применяют в постройках с централизованным отоплением.

Кран Маевского

Если на радиаторах установлены краны Маевского, то вопрос, как развоздушить батарею, решается легко. Достаточно открыть кран и спустить газы.

Это специальное приспособление со штуцером, при открывании которого обеспечивается доступ в магистраль. Поскольку воздушные пробки образуются в верхней части батареи или всего отопительного контура, он монтируется на верхний патрубок. В многоэтажных домах краны Маевского стоят только на радиаторах в верхней точке разводки (то есть на последних этажах).

Даже контуры с принудительной циркуляцией теплового носителя не защищены от образования воздушных пробок, поэтому краны Маевского устанавливаются и в городских квартирах. Скопившийся воздух может приводить к снижению эффективности всей системы отопления многоквартирного дома.

Спускать воздушную пробку с помощью крана Маевского можно без привлечения специалистов, самостоятельно. Достаточно подставить емкость для сбора воды или установить на кран гибкий длинный шланг, один конец которого опустить в ванную или раковину. Это нужно по той причине, что вместе с воздухом может выходить некоторое количество теплоносителя.

Автоматический воздухоотводчик

Еще один способ, как устранить завоздушивание системы отопления, подразумевает использование автоматического воздухоотводчика. Это устройство предназначено для удаления воздуха из системы в автоматическом режиме, то есть участие человека для этого не нужно.

Принцип работы устройства следующий:

  1. Тепловой носитель циркулирует внутри автоматического воздухоотводчика, имеющего специальный поплавок.
  2. Это приспособление соединено со штоком, который воспринимает давление пружины.
  3. Когда корпус воздухоотводчика заполняется водой, поплавок давит на шток, который перекрывает поступление воздуха в отопительную систему.
  4. Если в момент отсутствия теплоносителя в приборе в него попадает воздушная пробка, то шток открывает выход для удаления воздуха.

Такой принцип работы используют все воздухоотводчики автоматического типа. Если приспособление правильно установить, то оно проработает довольно долго без выхода из строя.


Однако в некоторых случаях у автоматических воздухоотводчиков могут появиться следующие проблемы:

  • При циркуляции теплоносителя низкого качества шток со временем покрывается солевыми отложениями. В итоге он не может плотно перекрывать проход, что становится причиной протечек. Для устранения проблемы нужно открыть крышку прибора и хорошо прочистить шток.
  • Иногда в ходе эксплуатации отопительного контура тепловой носитель подтекает в том месте, где крышка крепится к корпусу. Это связано с износом резиновой прокладки, установленной в этом месте. Для решения проблемы просто нужно заменить прокладку.

Среди перечисленных устройств можно найти подходящий вариант для спуска воздуха из отопительной системы. Но если место образования воздушной пробки выявить не получается, то можно удалить газы в процессе эксплуатации контура.

Для этого делают следующее:

  1. Давление и температуру теплоносителя в магистрали специально повышают. В этом случае скопление пузырьков перемещается к месту, где его можно выявить и спустить через специально установленное приспособление.
  2. Опытные сантехники могут выгнать пробку из контура ударами по трубам. Однако самостоятельно использовать такой метод нельзя, потому что нужно точно знать, как, где и с какой силой ударить по трубопроводу. К тому же этот метод не всегда дает ожидаемый результат.

Если отопительная система часто завоздушивается, то нужно установить специальные приспособления для спуска воздушных пробок. Это будет способствовать не только комфортной температуре в помещениях, но и длительной, а также бесперебойной работе всего отопительного контура.

Каждый вид обогрева имеет свои достоинства и недостатки, любая система может выйти из строя в самый неподходящий момент. Отопительная система периодически завоздушивается, оставляя владельцев жилья без тепла, до устранения проблемы. Задачей каждого является его готовность к такому повороту событий, которая заключается в знании как оперативно действовать, если завоздушена система отопления, что делать в такой ситуации.

Образование воздушной пробки, что это?

Воздушная пробка является характерным образованием только для водяной системы отопления. Воздух в воде является барьером для прохождения теплоносителя конкретно в месте его образования. Теплоноситель представляет собой нагретую воду, которая циркулирует по трубам и нагревает помещение. Но, несмотря на высокую температуру воды, часть завоздушивания всегда остается холодной.

Рис. 1 Устранение проблемы
подручными средствами

Воздушные пробки в системе отопления явление частое и знакомое каждому. Возникает проблема и в индивидуальном отоплении, и в центральном. Существует ряд эффективных решений, которые помогут избавиться от завоздушивания.

Причины появления воздушной пробки

Для решения проблемы необходимо понять, почему завоздушивается система отопления.

Причины завоздушивания системы отопления центрального отопления заключаются в:

  • разгерметизации отопительной системы в связи с плановым проведением работ по ремонту, при замене частей трубопровода отопительной трассы;
  • осушение системы от воды;
  • при утечках;
  • из-за допустимых ошибок проектирования направления труб, их разводки, неверного монтажа батарей в квартирах.

Причины завоздушивания индивидуальной системы отопления:

  • неправильный проект системы, в котором не были соблюдены требования при создании определенной индивидуальной схемы.

Естественная циркуляция теплоносителя по системе обязывает сооружения труб под определенным наклоном. Любой тип обогрева в своей конструкции должен иметь расширительный бак, которые необходимо для отвода лишней воды, балансировки и контроля воздуха.

Рис. 2

Воздушная пробка в основном образуется при первом запуске отопительной системы. Когда конструкция начинает заполняться теплоносителем, важно параллельно проводить удаление воздуха. Шлаг, присоединенный к крану на верхней точке конструкции, отводиться в раковину. При заполнении водой системы воздух через шланг параллельно выводиться до полного ее выхода.

Удаление воздушной пробки в индивидуальном отоплении

  • Автоматический воздухосборник. В верхней точке системы можно установить автоматический воздухосборник, который, при его открытии, эффективно удалит накопившийся воздух.
  • Запуская отопительный процесс, воздух можно удалить через расширительный бак, который необходимо заполнить водой. Полный бак освобождать от жидкости, вычерпывая ее.
  • Воздух из радиаторов спускается вручную, с помощью стандартного водозаборного крана. Или в этом поможет приобретенный автоматический кран, кран Маевского, предварительно установленный.

Особенности собственного проекта, вид отопления влияет на выбор оптимального способа устранения воздуха. Но при правильно разработанных схемах, проведении всех монтажных работ, подобная проблема встречается крайне редко.

Развоздушивание в центральном отоплении, способы устранения пробок

Центральное отопление многоквартирных домов, частных секторов предусматривает наличие воздухосборников. Эти элементы проектируются в системе отопления в верхней ее точке, накапливают воздух. Воздухосборник имеет кран, его используют для устранения воздушных пробок, которые могут образоваться.

Рис. 3 Автоматический
воздухоотводчик

Удаление завоздушивания в доме или квартире невозможно без присутствия воздухосборника. Устранить причину воздушной пробки можно следующим образом: развоздушить место появления пробки конкретно в месте ее образования.

Развоздушивание системы отопление будет эффективным, если установить краны (воздушники) на каждой батарее (радиаторе) системы. Обычные водопроводные краны на радиаторах являются недопустимым явлением. Если отопление центральное, тогда при сливе теплоносителя в собственном жилье владелец оплатит штраф, предусмотрен законодательством. Для устранения проблемы понадобиться или отвертка (рис 1), которая присутствует в любом доме, или специальный ключ.

Во избежание проблем с законом, вопрос с пробкой можно решить альтернативным вариантом: установкой крана Маевского.

С помощью устройства, которое называют краном Маевского (рис 2), можно эффективно удалить воздушные пробки в системе отопления.

Удаление воздушной пробки происходит после открытия крана. Процесс вывинчивания необходимо продолжать до тех пор, пока воздух не начнет выходить из радиатора. Параллельно с открытием воздушника, может частично выйти и вода. Для этого необходимо подготовить тару для сбора выходящего теплоносителя. Кран смело закрывается после полного выхода воздушной пробки, хотя вода продолжает сочиться.

Имея совсем небольшое отверстие, такое устройство никаким образом не повлияет на весомую потерю теплоносителя, поэтому монтаж данного элемент не запрещен. Единственный недостаток вывода воздуха из радиатора является то, что процесс осуществляется вручную. А если проблема повторяется систематически, то вывинчивание может стать проблемой для ленивого владельца жилья. Поэтому, имеет место быть другой вариант устранение проблемы – автоматический воздухоотводчик.

Автоматический воздушник (рис 3)

Воздушники автоматического типа удаляют воздушную пробку из батареи открытием отверстия в корпусе. Данный элемент автоматически закрывается, если теплоноситель пытается выйти наружу.

Все способы устранения воздуха эффективны, но стоит заметить, что процесс удаления воздушной пробки вручную может быть опасным, особенно, если устранение проблемы требует частого вмешательства. Центральная тепловая магистраль работает под сильнейшим давлением. Поэтому, частое отвинчивание может привести к ее срыву, что чревато серьезными последствиями.

Автомобиль и конфликт воздуха с водой

Завоздушивание системы отопления автомобиля является частой и неприятной проблемой, которая имеет ряд причин. Охладительная система отопления защищает двигатель от перегрева. Обычный, казалось бы, перегрев может привести к тому, что придется делать и ремонт двигателя.

Так почему воздушит систему отопления автомобиля? Всему виной радиатор, который является важной и обязательной деталью. Один радиатор служит для охлаждения, второй – для обогрева. Основная проблема поломки радиатора в неисправности термостата. Проявляется неисправность присутствием горячего воздуха, при котором сам радиатор остается холодным. Решение проблемы – замена термостата.

Вторая проблема заключается в плохом охлаждении жидкости. Уровень тосола должен быть ниже заливной горловины. Самая частая проблема заключается в отсутствии герметичности магистралей, которые подводят жидкость к помпе.

Устранение проблемы

Для того чтобы понять как развоздушить систему отопления автомобиля, нужно ознакомиться с тем, как это делать. Охлаждение двигателя должно быть исправлено, находиться в полной рабочей готовности. Возникновение пузырьков воздуха является нежелательным моментом, который образовывается в связи с накопившейся грязью, ржавчиной, накипью в нечищеном радиаторе.

Чтобы развоздушить автомобиль нужно проверить шланги, зажимы охладительной конструкции. Одни шланг отводит горячею воду или антифриз из мотора, а второй подает холодную жидкость. Если шланги изношены на вид – их необходимо заменить, при условии полностью сухого радиатора. Чистка охладительной системы должна совершать дважды в год.

Промывание не сложная задача, предварительно требует полного слива толоса. Если после слива жидкость окажется чистой, без примесей ржавчины, промывать нет необходимости. В случае загрязненного тосола необходимо заливать воду в систему и сливать до тех пор, пока вытекающая вода не будет чистой. После завершения промывание в радиатор заливается новая жидкость охлаждения.

Важно не допустит повторного попадания воздуха (образования пробки) в автомобиль. Для этого открывается крышка радиатора, запускается двигатель на 15 минут. За данный промежуток времени чистая система вытолкает воздух.

Воздух в отопительной системе является препятствием для ее нормального функционирования. С этой проблемой жители квартир и домов сталкиваются, как правило, в начале отопительного сезона. Шум в трубах, холодные батареи, коррозия металлических элементов – вот результат образования воздушных пробок. И это случается даже с идеально спроектированной и правильно смонтированной системой отопления. Почему так происходит и для чего необходимо своевременно производить удаление воздуха из системы отопления – об этом пойдет речь в данной статье.

Почему появляется воздух в отопительной системе?

С понятием «воздушные пробки» знакомы многие наши соотечественники. Об этом явлении вспоминают в начале отопительного сезона, когда в дома пускают тепло, а в квартирах верхних этажей часто батареи не нагреваются или нагреваются только в нижней части, а в верхней – абсолютно холодные. Откуда появляется воздух в трубопроводах? Причин завоздушивания может быть несколько:

  • проведение ремонтных работ (сборка, разборка трубопровода), во время которых появление воздуха неизбежно;
  • несоблюдение во время монтажа величины и направления уклона магистралей трубопроводов;
  • пониженное : уровень воды падает, а образовавшиеся в результате пустоты заполняются воздухом;
  • при нагревании воды пузырьки содержащегося в ней воздуха выделяются и поднимаются в верхнюю часть трубопровода, создавая там воздушные пробки;
  • систему отопления наполняют неправильно: после летнего простоя трубы следует заполнять водой не быстро, а медленно, производя одновременно спуск воздуха из системы отопления;
  • неудовлетворительно загерметизированные стыки трубопроводов, через которые происходит утечка теплоносителя. Течь в этих местах малозаметна, так как горячая вода сразу испаряется. Именно через неплотные швы и засасывается воздух в систему;
  • неисправность воздухозаборных устройств;
  • подключение водяного « » к отопительной системе, трубы которого при монтаже располагаются на разной высоте.

Способы удаления воздушной пробки

Поскольку один или несколько из перечисленных факторов могут присутствовать во многих домах, то обязательно встает вопрос удаления воздуха в системе отопления. Эту операцию можно выполнить различными способами. Все зависит от того, с какой циркуляцией теплоносителя имеем дело – естественной или принудительной.

Стравить воздух из отопительной системы с естественной циркуляцией можно при помощи расширительного бака

В отопительных системах с принудительным режимом циркуляции теплоносителя в самой высокой точке устанавливают воздухосборник, специально предусмотренный для спуска воздуха. В этом случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по курсу движения теплоносителя, а поднимающиеся по стояку пузырьки воздуха удаляются через воздушные краны (их устанавливают в самых верхних точках). Во всех случаях обратный трубопровод необходимо прокладывать с уклоном в направление слива воды для ускоренного опорожнения при необходимости ремонта.

Виды воздухоотводчиков и мест их установки

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные воздухоотводчики или краны Маевского имеют небольшие размеры. Их устанавливают обычно на торцевой части радиатора отопления. Регулируют кран Маевского с помощью ключа, отвертки или даже вручную. Так как кран небольшой, то и его производительность небольшая, поэтому его применяют только для локального устранения воздушных пробок в отопительной системе.

Воздухоотводчики для системы отопления бывают двух типов: ручные (кран Маевского) и автоматические (работают без участия человека).

Второй тип воздухоотводчиков – автоматические – работают без вмешивания человека. Их устанавливают как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Они имеют высокую производительность, но обладают достаточно большой чувствительностью к загрязнениям в воде, поэтому их монтируют вместе с фильтрами и на подающих трубопроводах, и на обратных.

Автоматические воздухоотводчики устанавливаются в по линии трубопроводов в разных точках. Тогда сброс воздуха из каждой группы устройств производится отдельно. Многоступенчатая система обезвоздушивания считается самой эффективной. При правильной прокладке и грамотном монтаже труб (под нужным уклоном) вывести воздух через воздухоотводчики будет просто и беспроблемно. Удаление воздуха из труб отопления связано с увеличением расхода теплоносителя, а также с возрастанием давления в них. Падение давления воды свидетельствует о нарушении герметичности системы, а температурные перепады – о наличии воздуха в радиаторах отопления.

Определение места образования пробки и ее удаление

Как можно понять, что в радиаторе есть воздух? Обычно на наличие воздуха указывают посторонние звуки, такие как бульканье, протекание воды. Для обеспечения полноценной циркуляции теплоносителя нужно обязательно удалить этот воздух. При полном завоздушивании системы нужно определить сначала места образования пробок, постукивая молотком по отопительным приборам. Там где есть воздушная пробка, звук будет более звонким и сильным. Воздух собирается, как правило, в радиаторах, установленных на верхних этажах.

Поняв, что воздух в отопительном приборе присутствует, следует взять отвертку или ключ и подготовить емкость для воды. Открыв термостат до максимального уровня, нужно открыть клапан крана Маевского и подставить емкость. Появление легкого шипения будет означать, что воздух выходит. Клапан держат открытым до тех пор, пока не потечет вода и только после этого закрывают.

Ликвидация воздушной пробки в отопительной батарее при помощи установленного на ней крана Маевского: клапан открывают специальным ключом или вручную и держат открытым до появления воды

Бывает, что после проведения данной процедуры батарея греет недолго или недостаточно хорошо. Тогда ее нужно продуть и промыть, поскольку скопление в ней мусора и ржавчины также может стать причиной появления воздуха.

Если после спуска воздуха батарея по-прежнему плохо нагревается, попробуйте слить примерно 200гр теплоносителя, чтобы убедиться в полном удалении воздушной пробки. Если не помогло, но надо продуть и промыть радиатор от возможно скопившейся грязи

Если и после этого нет улучшений, нужно проверить уровень заполнения отопительной системы. Воздушные пробки могут также образоваться на изгибах трубопроводов. Поэтому важно в процессе монтажа соблюдать направление и величину уклонов разводящих трубопроводов. В местах, где уклон по какой-либо причине отличается от проекта, дополнительно устанавливают воздухоспускные вентили.

В алюминиевых радиаторах воздушные пробки образуются более интенсивно по причине плохого качества материала. В результате реакции алюминия с теплоносителем образуются газы, поэтому их необходимо регулярно удалять из системы. В таких ситуациях рекомендуют заменить алюминиевые радиаторы приборами из более качественных материалов с антикоррозионным покрытием и установить воздухоотводчики. Чтобы обогрев комнат был нормальным, перед заполнением отопительной системы водой необходимо своевременно позаботиться об удалении из нее воздуха, препятствующего нормальному движению теплоносителя, и тогда зимой в вашем доме будет тепло и уютно.

Отопление дома требует качественное проектирование отопительной системы, подбор необходимого оборудования и его устройство. Но также не стоит забывать о правильном уходе за системой. К сожалению, даже при хорошем уходе за отопительной системой случаются разные проблемы, которые необходимо устранять. Распространенной проблемой является появление воздуха в системе. В данной статье рассмотрим причины завоздушивания и способы его устранения.

Как воздух влияет на отопительную систему

Работает система отопления по следующему принципу: горячая вода циркулирует по отопительной системе и отдает часть теплоносителя в радиаторы. Таким образом, при попадании воздуха в систему нарушается циркуляция теплоносителя. При завоздушивании системы появляются следующие проблемы:

  • Чаще всего в помещениях, где отсутствует контроль над температурным режимом, случается образование воздушных пробок. В результате чего происходит размораживание системы.
  • Циркуляция носителя тепла сопровождается характерным шумом. Он приносит не только дискомфорт, но и постепенно разрушает места сварных соединений.
  • Когда воздух проникает во внутренние металлические детали, может образовываться коррозия. Следовательно, сокращается срок службы отопительного оборудования.
  • Замедляется циркуляция теплоносителя или вовсе прекращается. В таком случае эффективность отопительной системы снижается, а расход топлива увеличивается.

Чтобы предотвратить такие неприятные последствия стоит разобраться, почему же появляется воздух в отопительной системе.

Почему появляется воздух в системе отопления

Многие задаются вопросом: почему случается завоздушивание, если отопительная система герметичная. Рассмотрим возможные причины:

  • При устройстве трубопроводов нарушен угол наклона;
  • Так как в воде помимо кальция и магния имеется еще и кислород, то при повышении давления в системе возрастает объем кислорода;
  • Если элементы отопительной системы плохо соединены между собой, то может проникать воздух;
  • Отсутствуют воздухоотводчики или же они не работают;
  • Коррозия. Она приводит к разрушению элементов отопительной системы, а, следовательно, и к нарушению герметизации;
  • Неправильно заполняется трубопровод. Воду необходимо подавать медленно, а также одновременно откачивать воздух из радиаторов. Если воду подавать быстро, то будут образовываться пузырьки, а они в свою очередь вызывают завоздушивание системы. Стоит учитывать, чем больше ответвлений в отопительной системе, тем медленнее должна подаваться вода;
  • Часто при проведении ремонтных работ случается разгерметизация системы;
  • Процесс, при котором молекулы одного вещества проникают между молекулами другого. Такой процесс называется диффузия. Чтобы предотвратить появление такого процесса, необходимо применить специальное покрытие, которое наносится на трубы.

Данные причины являются более популярными, но существуют и другие.

Как предотвратить завоздушивание

Можно установить воздухоотводчики для предотвращения завоздушивания. Их необходимо устанавливать в изгибах труб или в верхних точках, где расположены трубопроводы.

А также можно заполнить оборудование водой. В процессе заполнения водой необходимо открыть все краны кроме тех, которые спускают воду. Вода подается снизу вверх. При проведении таких действий вода выдавливает воздух из системы. Но не стоит забывать, что вода должна подаваться медленно. После того как вода начинает течь из крана его необходимо перекрыть. Таким образом, вода продолжит подниматься выше, пока вся системе не заполнится.

Приборы для устранения завоздушивания

Для того чтобы удалить воздух из системы отопления используют следующие приборы:

1. Кран Маевского. Его устраивают в верхней части радиатора. Для того чтобы произвести спуск воздуха необходимо при помощи ключа или отвертки повернуть плавно кран против движения часовой стрелки. Поворачивать его необходимо пока не появится шум, похожий на шипение.

2. Автоматические воздухоотводчики устанавливают в самой высокой точке отопительной системы, а также на отопительном котле. Они бывают горизонтальными и вертикальными. Чтобы спустить воздух из отопительной системы не нужно при этом присутствовать. Так как воздухоотводчики восприимчивы к загрязнениям, то необходимо на подаче и обратке установить очистительные фильтры.

3. Воздушный сепаратор. Его принцип работы заключается в удалении воздуха, который растворился в носителе тепла. Многие сепараторы предназначаются еще для удаления и сбора шлама.

В больших отопительных системах применяют только воздушные сепараторы, так как удалить воздух обычными ручными приборами довольно-таки сложно.

Для начала необходимо определить, где находится воздушная пробка. Сделать это можно следующим образом: понижение температуры в устройствах, простукивание элементов системы или по характерному звуку в трубах.

После того как определили место образования воздушной пробки необходимо найти воздуховоотводчик, который находится ближе всего к самой высокой точке по ходу движения носителя тепла. Для того чтобы избавиться от воздуха, необходимо включить подпитку системы.

Но бывают случаи, когда невозможно определить место образования воздушной пробки. В таком случае необходимо обратиться за помощью к методам специалистов:

  1. При повышении давления в системе и увеличении температуры пробка либо удалится с помощью автоматических устройств или же переместится в место, где ее можно будет найти.
  2. Если сильно ударить по трубам, то возможно образовавшийся воздух переместится. Но такой способ не всегда дает результат.

Если в период пользования отопительной системы часто возникает ее завоздушивание, то необходимо найти и устранить причину ее появления.

Воздух в системе отопления затрудняет циркуляцию теплоносителя, в результате чего теплоотдача радиаторов и других отопительных приборов падает. Воздушная пробка является одной из наиболее распространенных причин снижения эффективности приборов отопления.

Автоматический воздухоотводчик Valtec.

Почему в системе отопления появляется воздух?

Причин может быть множество, вот только основные их них:

  • Теплоноситель имеет в своем составе растворенный воздух, который выделяется при нагревании. В большей степени это относиться к системам, где в качестве теплоносителя используется обычная водопроводная вода, содержащая большое количество растворенного кислорода. При нагревании теплоносителя, кислород отделяется, образуя множество мелких пузырьков, которые и создают воздушную пробку;
  • Заполнение отопительного контура теплоносителем осуществлялось слишком быстро, в результате чего не удалось стравить весь воздух. Отопительная система должна заполняться медленно (в среднем 1 этаж – 1 час), особенно если это протяженная система с большим количеством составных элементов;
  • Не были соблюдены необходимые уклоны труб;

Автоматический воздухоотводчик в шахте.

  • Воздушные пробки всегда образуются после проведения ремонтных работ. Ремонт или замена радиаторов, замена фитингов и т.д. — все это приводит в завоздушиванию системы отопления;
  • Низкое давление в системе может привести к увеличению количества сжатого воздуха, который также будет создавать воздушные пробки;
  • Выведен из строя или неисправен воздухоотводчик;
  • Течь в системе отопления также может быть причиной образования пробок;
  • Кислородопроницаемость труб отопления. В большей степени это относиться к полимерным трубам (кроме имеющих антидиффузионное покрытие), стенки которых пропускают в систему кислород.
  • Иногда воздух скапливается в углах трубопровода. Это свидетельствует об ошибке при монтаже: отдельные участки труб были установлены не по уровню. В такой ситуации лучше всего врезать на проблемном участке тройник для установки воздухоотводчика;
  • Некоторые некачественные алюминиевые батареи вступают в реакцию с водой, как результат воздушные пробки будут образовываться постоянно. Порекомендовать в такой ситуации можно одно: использовать только качественные отопительные приборы, а не выбирать что подешевле. Дешевый прибор рекомендуется заменить на новый, более качественный.

Воздухоотводчик с шаровым краном Danfoss на тех.этаже гостиницы.

Примечание! В многоэтажных домах чаще всего воздушные пробки образуются в квартирах на последних этажах, ведь воздух всегда «стремится» в верхние участки отопительной системы.

Как удалить воздушную пробку из системы отопления?

Во-первых следует найти место, где находиться воздушная пробка. Для этого понадобится маленький молоток или любой другой металлический предмет, при помощи которого следует простучать трубопровод. По звучанию металла находим расположение воздушной пробки. Там, где находиться воздух, звучание будет, как у пустотелой металлической емкости, т.е. более звонкое. Чаще всего завоздушивание происходит в верхних участках системы отопления.

После обнаружения воздушной пробки, следует открыть воздухоотводчик и держать его открытым до тех пор, пока не побежит вода. Перед тем, как развоздушить систему отопления рекомендуется поставить под воздухоотводчик емкость для слива теплоносителя.

Как правило, после удаления воздуха из системы, радиаторы начинают греть в нормальном режиме. Если же этого не произошло, рекомендуется промыть систему отопления.

Кран Маевского в верхней части регистра отопления.

Удаление воздушных пробок производится при помощи:

  • — ручной воздухоотводчик, у которого стравливание воздуха осуществляется путем регулирования обычной отверткой или рукой (в зависимости от модели крана). Вентиль следует отворачивать медленно, если появилось шипение, это означает, что воздух начал выходить. После того, как польется теплоноситель можно закрывать вентиль;
  • – стравливают воздух автоматически.

Примечание! При стравливании воздуха через воздухоотводчик, давление в работающей системе может падать, т.к. после ухода воздуха освобождается занимаемое им пространство. В этом случае необходимо долить в систему теплоноситель, до тех пор, пока давление не нормализуется.

Автоматический воздухоотводчик.

Как предотвратить образование воздуха в системе отопления?

Еще на стадии проектирования отопительной системы необходимо установить все элементы таким образом, чтобы обеспечить свободное, беспрепятственное «хождение» воздуха, который образуется при нагреве теплоносителя.

Все замкнутые системы обязательно оснащаются воздухоотводчиками.

В закрытых системах отопления могут применяться , которые позволяют полностью очистить теплоноситель, как от растворенного воздуха, так и от воздуха в виде мелких и крупных пузырьков. Конструкция сепаратора позволяет задерживать и удалить частицы воздуха.

Видео