Когда в хозяйстве есть лошадь, то телега становится неотъемлемой её частью. Ведь всё, что нужно привезти и отвезти, перемещается без особых затрат, а жизнь в селе – это сплошной кругооборот сена, дров, удобрений и зерна. Что говорить о продуктах и стройматериалах, за которыми необходимо ездить по бездорожью в областной центр? Телега решает любую проблему, связанную с перевозками. Но как быть, когда лошадь есть, а телеги нет?

Проще всего телегу купить. Вот только стоимость новой телеги на уровне стоимости подержанного автомобиля, а подержанная телега, обычно уже в таком состоянии, что годна только на дрова. Не остается иного выхода, кроме как сделать телегу своими руками.

Самое основное, без чего телеге не обойтись – это колёса. Можно их, конечно, сделать по-старинке из дерева, потратив на их изготовление колоссально много усилий и времени, но в том-то всё великолепие XXI века, что колёса от авто-, мото- техники можно приобрести где угодно и в любом количестве, да за самую незначительную цену. А может колёса уже есть, да все четыре? Значит, телеге быть!

Чертёж четырёхколесной телеги для лошади

Прежде, чем приступать к изготовлению телеги нужно ознакомиться с её строением, определиться для каких целей она будет использовать, перевозить только грузы, или перевозить ещё и соседей. Также необходимы размеры будущей телеги и сколькими лошадями она будет запрягаться. Потому что для одной лошади понадобятся две оглобли, а вот двух лошадей запрягают в, так называемое, дышло. Оно представляет собой длинную жердь, по обе стороны которой находятся лошади.

Рассмотрим строение самой простой телеги на чертеже

Телега состоит из основных частей:

  • две оси;
  • рама;
  • настил;
  • V-образный кузов;
  • колёса.

Четырёхколёсная телега своими руками

Для того чтобы сделать самую простую телегу потребуется:

  • 2 деревянных бруса длиной 1000мм сечением 100х100 мм (для осей);
  • металлические оси для крепления колёс и колёса к ним;
  • металлический лист толщиной 10мм;
  • шкворень (болт 20х200 мм с гайкой и шайбами к нему);
  • деревянный брус длиной 3000мм сечением 100х100 мм (для рамы);
  • брусок высотой 30мм сечением 100х100 мм;
  • 2 доски длиной 2515мм сечением 50х130 мм (для каркаса);
  • 28 досок длиной 500 мм сечением 25х100 мм (для настила);
  • 6 досок длиной 2800 мм сечением 25х100 мм (для бортов);
  • фанера толщиной 25 мм;
  • 2 оглобли.

Начинать нужно с осей. На передней оси будет крепиться поворотный механизм и оглобли, а задняя ось закрепляется жёстко. Фрезеровочным станком делаем паз в брусах для осей, чтобы позже закрепить в них металлические оси. Посередине бруса делается сквозное отверстие для шкворня диаметром 20 мм. Из металлического листа вырезаются три круга диаметром 300 мм, в центре которых должно быть отверстие, под тот же шкворень, диаметром 22 мм. В двух металлических кругах необходимо просверлить дополнительные отверстия для крепления к верхнему и нижнему брусам. Всё это нужно для поворотного механизма. Шкворень вставляется в отверстие со стороны паза для осей, с обеих сторон ставятся шайбы, а сверху затягивается гайкой.

Далее устанавливается рама. Она представляет собой длинный брус для рамы с дополнительными досками по бокам, который соединяет между собой оси. К передней оси брус крепится на металлические круги, а чтобы прикрепить брус к задней оси, между осью и рамой укладывают брусок высотой 30 мм, который компенсирует расстояние между осями.

Чтобы рама была жёсткой, к основному брусу по бокам крепятся доски длиной 2515 мм. Чтобы усилить раму крепление должно быть надёжным, поэтому лучше использовать металлические уголки.

Настил набирается из одинаковых досок, плотно прилегающих друг к другу. Сверху них вдоль по краям крепятся две доски длиной 2800 мм. Дно телеги готово, теперь нужен кузов.

Из фанеры вырезаются два V-образных торца с выдержкой угла наклона в 45 градусов, которые крепятся спереди и сзади каркаса к настилу. Роль бортов будут играть оставшиеся доски длиной 2800 мм, которые крепятся между торцами.

И так у нас получилась телега длиной в 3 метра, шириной 1 метр. Высота телеги зависит от диаметра колёс. Максимальный перевозимый вес составляет 1500 кг. Осталось прикрепить оглобли и колёса. Телега готова к эксплуатации.

Двухколёсная телега своими руками

Для, так называемой, «двуколки» конструкция упрощается в разы. Если у четырёхколесной телеги основной брус рамы лежит на двух осях, то у двухколёсной на одной оси крепятся два бруса. На эти брусы плотно друг к другу укладываются и крепятся доски, образуя настил. Если четырёхколёсная телега была с V-образными торцами, то у двуколки V-образные борта. К бортам жёстко крепятся оглобли. Их длина должна быть на 1,5-2 метра длиннее, чем обычные, поскольку оглобли также исполняют роль поручней. Вот, собственно, и всё отличие двухколёсной телеги от четырёхколёсной.

Телега, как ни крути, а это вид транспорта, который обязательно будет ездить по дорогам, где ездит автотранспорт и сельхозтехника. Поэтому не следует забывать про светоотражатели или светоотражающую ленту, а в тёмное время суток обязательно пригодится сигнальный фонарик.

На дороге может произойти то, от чего лошадь может испугаться и понестись. Поэтому, по возможности, лучше телегу снабдить хотя бы самым простым тормозом. Особенно тормоз необходим, если телега будет предназначена для людей.

XXI век, конечно же, не век гужевого (конного) транспорта. Однако для тех, кто живёт в сельской местности, где нет автозаправочных станций на много вёрст окрест, этот вездеходный и всесезонный транспорт остаётся до сих пор насущным и востребованным. Можно бы ещё сказать, что названный вид перевозочных средств – экологический, но в сельской местности это большого значения не имеет. Хотя стоит отметить, что в результате работы получаются не вредные выбросы в атмосферу (к примеру, как от автомобилей), а полезные – в почву.

Многие народности к тому же не мыслят себе жизнь без лошадей в силу традиций, а потому «въехали» на такой телеге и в XXI век. Особенно популярен и даже кажется вечным гужевой транспорт у наших местных казахов. Продолжая традиции своего народа, друзья-казахи круглый год возят на своих лошадках навоз и урожай, стройматериалы и топливо.

В стране ещё есть предприятия, изготавливающие на промышленной основе и «лошадиные прицепы». Но это большей частью различные экипажи и кареты, а если скажем, телеги – то декоративные, годные только в качестве разве что старинного украшения дачного участка (правда, почти по цене подержанного отечественного автомобиля). Но на них не то чтобы грузы возить, а и сесть-то не безопасно – развалятся.

Между тем, большое количество запросов на конструкцию телеги встречал и в Интернете, а вот ответов на них – совсем немного, да и то без чертежей. Даже на сайте фермеров информации о гужевых повозках, а точнее об их конструкции, нет. С желанием осветить данный пробел я и перенёс на бумагу конструкцию простой современной телеги, знакомство с которой у меня состоялось несколько лет назад при восстановительном ремонте этого транспортного средства у приятеля-казаха.

Телега на колёсах с пневматическими шинами, безрессорная, грузовая, одноконная, оглобельная. При всей классичности и рациональности конструкции некоторые детали и узлы даже на глаз выглядели откровенно слабыми. По-видимому, «клепали» её из того, что было, а стыковочные узлы деталей сваривали как могли. Как инженер-конструктор, я не стал слепо воспроизводить на бумаге упомянутую телегу со всеми её недостатками, а постарался исключить их, но всё же максимально придерживаясь имеющейся конструкции. Поэтому конфигурация некоторых узлов и деталей (или сортамент их материала) на чертежах могут не совпадать с теми же элементами на фотографиях, которые приведены для наглядности.

Прежде чем приступить к описанию конструкции телеги, следует определиться с терминологией. При всей похожести конструкций, названия деталей и узлов одного и того же назначения зачастую отличаются не только у разных народностей и в различных местностях, но и в разных словарях. Поэтому при повествовании буду придерживаться словаря великорусского живого языка Владимира Ивановича Даля и начну с конструкции телеги, созданной и описанной ещё нашими предками.

Телега – одноконный оглобельный воз, четырехколёсная грузовая повозка, в которую впрягают обычно лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Довелось быть свидетелем, как в гружёную телегу «впрягались» четверо мужчин и перевозили её на довольно значительное расстояние.

Обычная гужевая телега состоит из хода и кузова. Между ними установлены промежуточные детали – ручи-цы, выполненные по форме кузова. В свою очередь, ход состоит из двух осей с надосниками (усилителями осей); четырёх колёс (по два на каждой оси), причём передние меньшего диаметра, чем задние; двух подушек-стоек («по-автомобильному» – жёсткой подвески) – передней и задней и лисицы (связь между осями: чаще называемые как роспуск, развод), врезанной в обе подушки. Один из концов лисицы скреплён с подушкой наглухо, второй же – с возможностью переустановки другой подушки вдоль неё для изменения расстояния между осями (длины телеги). «Глухой» конец лисицы может для надёжности раскрепляться укосинами. Передняя подушка соединена с передней осью через поворотный круг шкворнем (штырь, сердечник, курок), что даёт возможность оси поворачиваться на шкворне. К плечам передней оси шарнирно присоединены оглобли, которые ещё дополнительно соединены с концами оси тяжами. Для этого на оглоблях закреплены гребёнки, на которые и надеваются верхние петли тяжей, а на осях их нижние петли притыкаются чеками.

Большинство узлов конструкции телеги – деревянные и только крепёжные детали, оси да ободья колёс – стальные.

Разновидности телег: дроги (грузовая телега без кузова), полок (дроги с дощатой площадкой наверху), тележка (повозка с сиденьем и козлами).

В отличие от старинных сельских моделей, в современной телеге достаточно много металлических деталей, в основном – силовые элементы. Да и колёса не деревянные со стальными бандажами-ободьями, а от сельскохозяйственной техники или автомобильные – с пневматическими шинами.

1– съёмные борта кузова (доска s20); 2 – съёмное мягкое сиденье (2 шт.); 3 – окантовка грузовой площадки-полога (брусок 50×40); 4 – грузовая площадка-полог (доска s30); 5 – подложка-ручица (брус 54×50, 4 шт.); 6 – рама (металлический профиль разного сортамента); 7 – колесо 5х 10″ d292 (от сельхозтехники, 4 шт.); 8 – строповочное кольцо (проволока d10); 9 – пластина тяжа (сталь, лист s6, 2 шт.); 10 – крючок тяжа (проволока d10, 2 шт.); 11 – тяж (проволока d6, 2 шт.); 12 – петля тяжа (проволока d10, 2шт.); 13 – регулировочная гребёнка (стальной уголок 30×30, 2 шт.); 14 – оглобля (дерево твёрдых лиственных пород, жердь d60, 2 шт.); 15 – ограничитель гужа хомута (транспортёрная лента s10,2 шт.); 16 – шарнир (кронштейн, скоба и ось – болт М 18×100) крепления оглобли к передней оси; 17 – поворотный круг; 18 – задняя ось в сборе; 19 – передняя ось в сборе; 20 – прокладка (войлок s10, пропитанный литолом); 21 – шкворень (болт М20х100)

1 – поперечный элемент обвязки (П-образный профиль 60x40x3, 2 шт.); 2 – продольный элемент обвязки (П-образный профиль 60x40x3, 2 шт.); 3 – лонжерон (труба 60x40x3,2 шт.); 4 – срединная поперечина (труба 60x40x3); 5 – передний подкос (труба 60x40x3,2 шт.); 6 – верхняя часть поворотного круга (стальной лист s10); 7 – задняя стойка (труба 60x40x3,2 Шт.)

1 – ось (стальная труба 048×3); 2 – наконечник оси (Ст.45, круг 48,2 шт.); 3 – надосник-усилитель (швеллер № 6,5); 4 – нижняя часть поворотного круга); 5 – кронштейн шарнирного крепления оглобли (стальной лист б6); 6 – пневматическая шина колеса (2 шт.); 7 – диск колеса d102 / 4,00» (2 шт.); 8 – фланец крепления диска колеса к ступице; 9 – ступица; 10 – внутренний подшипник качения (2 шт.); 11 – наружный подшипник качения (2 шт.); 12 – гайки и контргайки (8 шт.); 13 – пластина подсоединения тяжа к оси (2 шт.)

Простота конструкции и доступность материалов позволяют изготовить такое транспортное средство и опытному самодельщику. Все применённые материалы могут быть заменены на подходящие. Сталь – на алюминий или нержавейку, сосна – на берёзу или дуб, швеллер – на трубу или уголок и т.д.

Это возможно из-за отсутствия специального государственного стандарта по гужевому транспорту. Поэтому после приобретения лошади можно её запрягать в телегу и ехать в любом виде в любую сторону, где только движение гужевого транспорта не запрещено, не требуется даже водительское удостоверение и номерной знак!

О конской сбруе говорить не буду: в ней есть много чего такого, что под силу изготовить только мастерам этого дела – шорникам.

Оптимальность габаритных размеров, высоты грузовой площадки и «отточенность» конструкции определены и проверены десятилетиями и даже веками и изменять их надо разве что при большой необходимости.

Современная телега состоит большей частью из тех же, но нескольких (и несколько изменённых) других узлов и деталей.

Рама. Обычно она теперь сварная и изготавливается из стальных прокатных или штампованных (гнутых) профилей различного сортамента. Состоит, как правило, из обвязки, лонжеронов и поперечин (одной или нескольких). К раме приварены передние (наклонные) и задние (вертикальные) стойки, раскреплённые подкосами, к передней стойке снизу приварен верхний поворотный круг. В современной гужевой повозке рама заменяет и лисицу, и подушки, и дроги. В описываемой конструкции в П-образный профиль обвязки вкладываются подходящие деревянные бруски – к ним впоследствии крепятся доски настила грузовой платформы.

Передняя ось сохранила не только своё назначение, но и, в принципе, -конструкцию. Однако в сборе со ступицами, подшипниками качения, колёсами на пневматических шинах этот узел вполне можно именовать по-автомобильному – передний мост. Основная часть оси изготовлена из трубы наружным диаметром 48 мм и усилена наложенным сверху и приваренным к ней П-образным профилем. Наконечники оси – от той же сельхозтехники, внутренние их концы проточены под внутренний диаметр трубы оси, вставлены в неё и приварены по кругу. Кронштейны крепления оглоблей и нижний поворотный круг остались прежними. Колёса, как правило, не очень большого диаметра (в данном случае размерами 5×10″),

чтобы лошади было легче их поворачивать и они могли заходить под раму при крутых (малого радиуса) поворотах – от сельскохозяйственной техники или автомобильные.

Задняя ось по конструкции и размерам идентична передней оси, только у неё отсутствуют кронштейны крепления оглоблей и нижний поворотный круг. Колеса на пневматических шинах могут быть такого же типоразмера, что и передние, или большего.

Войлочный промасленный круг толщиной около 10 мм, устанавливаемый между верхним (рамы) и нижним (передней оси) поворотными кругами работает как подшипник скольжения при поворотах и даже как амортизатор – в поездках. Напрашивается замена данного узла на радиальноупорный подшипник, но при этом усложняется конструкция.

Пара оглоблей в сборе с шарнирами, гребёнками и тяжами остаются классическими. А вот материалы могут быть применены и современные, подходящие.

Кузов изготавливается под предполагаемые перевозки, но наиболее универсальным является платформенного типа, представляющий собой полок – плоскую или слегка вогнутую грузопассажирскую площадку (чаще всего – из досок). Площадка оборудуется дощатыми съёмными или откидными бортами и мягкими съёмными сиденьями. В пассажирском варианте в качестве повозки приспосабливаются даже кузова легковых автомобилей.

Самое же трудное, но потому и интересное для конструктора: при попытке улучшить народную конструк-

цию (например, сделать самосвальный кузов) автоматически происходит увеличение массы, что не очень-то хорошо для рабочей лошадки! Если же сварить облегчённую прочную раму из лёгких сплавов (к примеру, из хромансильевых или титановых) – то очень поднимается цена, что совсем не нравится хозяину. Поэтому постарался усилить слабые места качественными сварными швами и небольшими подкосами и косынками.

Заканчивая рассказ, отмечу, что современную гужевую повозку необходимо снабдить хотя бы простыми и дешёвыми световыми сигнальными приборами: парой световозвращателей белого цвета – по бокам спереди, а сзади – парой красных. В тёмное же время суток или в условиях плохой видимости надо использовать сигнальные фонари (или один комбинированный) с соответствующими огнями.

И ещё. Лошадь, конечно же, животное умное и послушное. Но ситуации на дорогах случаются и такие, которые могут испугать коня и вывести его из повиновения. Тогда-то и необходимы на повозке тормоза, которые, впрочем, вполне могут пригодиться и в штатных ситуациях, например при остановках на спусках и подъёмах, хотя в этом случае можно обойтись и тормозным башмаком.

«Ценность» же обыкновенной телеги должна быть ещё и в том, чтобы её не жалко было отдать в придачу вместе с проданным конём! Дёшево -не сердито.

А. МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск,Тюменская обл.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Тележка – это необходимый атрибут любого хозяйства. Сделанная своими руками она стоит дешевле покупного аналога.

Еще одно преимущество самодельной тележки в том, что она делается в строгом соответствии с нуждами и отвечает требуемым потребностям.

Изучив разные технологии создания, не составит особых проблем изготовить многофункциональную тележку собственноручно.

Какие бывают тележки

Металл и дерево – это основные материалы, применяемые при изготовлении тележек, так как они обладают нужными прочностными характеристиками.

Тележки отличаются друг от друга количеством колёсиков и габаритам. Самостоятельно можно изготовить:

  • одноколесную тележку;
  • двухколесную тележку;
  • тележку в виде платформы на четырех колесиках;
  • складную тележку.

Как сделать двухколесную тележку своими руками

Изготовить самостоятельно тележку из дерева с двумя колесами совсем не сложно. Для работ по дереву потребуется стандартный инструментарий. Но прочностные, емкостные и эксплутационные характеристики деревянной тележки во многом хуже, чем у металлического аналога, оборудованного большим числом колес.

Инструкция изготовления:

  • Для создания рамы берем доску размером 7×7 см. Все части каркаса соединяем шурупами, укрепляем его добавочными деталями;
  • Прикручиваем пару реек для подшипников к низу конструкции;
  • Рукоять тележки делаем металлической. Это увеличит стойкость к нагрузкам. В качестве ручки подойдет старый велосипедный руль или толстый стальной прут;
  • Устанавливаем дощатые борта. Их размер влияет на вместимость. Надежным изделие делает прочная рама и устойчиво присоединенные колеса.

Если у вас завалялась мопедная ось, то ее можно использовать вместо досок с подшипниками.

Делаем тележку для перевозок на четырех колесах

Четыре колеса позволяют увеличить вместимость, прочность и срок эксплуатации тележки.

Четырехколесные изделия делают исключительно металлическими. Они выдерживают вес до 100 кг. Для их сборки понадобится слесарный комплект инструментов.

Изготовление четырехколесных тележек включает в себя следующие этапы:

  • Проводим все необходимые расчеты грузовой платформы;
  • Делаем емкость, в которой будет перевозиться груз. От ее параметров будет зависеть размер рамы.;
  • Устанавливаем каркасную конструкцию при помощи сварки. Для рамы можно использовать остатки труб. Привариваем к раме ручку;
  • Привариваем к низу конструкции колеса;
  • «Обуваем» колеса в пневматические шины. Это позволит увеличить массу груза, на перевозку которого рассчитана тележка, до 80 кг.

Изготавливаем тележку складной конструкции

Такая тачка может выдержать не менее 50 кг груза. Главное ее достоинство — компактный размер.

Чтобы изготовить складную тележку, необходимо придерживаться следующего порядка действий:

  • Подготовить обрезки труб толщиной не менее 2 мм;
  • Начертить шаблон рамной конструкции в масштабе 1: 1;
  • Приварить шарнирные втулки к рамке платформы, а затем к основной конструкции;
  • Очистить и заполировать все швы.

Делаем тележку с одним колесом

Оптимальный вариант – использовать для изготовления одноколесной тележки дерево.

Затем крепим шурупами рамную конструкцию к площадке для грузов. Тележка готова!

Если вы предполагаете перевозить тяжести, то вам подойдет металлическая одноколесная тележка. Кроме стандартных инструментов вам понадобится аппараты для сварки и резки металлов.

Первым делом, изготовляем грузовую емкость. Желательно использовать стальные листы толщиной не менее 2 мм. Далее привариваем к платформе рукояти и ходовую конструкцию.

Обратите внимание!

Прекрасно подойдут велосипедные, мопедные или мотоциклетные колеса. Грузовую площадку можно изготовить из металлической бочки.

Собственноручно изготовить тележку по силам каждому. Необходимо лишь ознакомиться с правилами создания и техникой безопасности. Их и чертежи разнообразных тележек можно найти во всемирной паутине. Удачи в начинаниях!

Фото тележки своими руками

Обратите внимание!

Телега для лошади — одно из самых старейших транспортных средств. Со временем ее трансформировали и улучшили согласно человеческим потребностям. Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств.

Телега для лошади — одно из самых старейших транспортных средств

Повозка с лошадью обычно представляет собой транспортное средство грузового типа с 4 колесами. Ее еще называют подводой. Как пассажирский транспорт телеги редко используются из-за неудобства конструкции. Сейчас под термином «телега» подразумевают многие разновидности конных повозок. На самом деле изначально так называли 4-колесные повозки безрессорного типа, в которые впрягали одного коня. Их грузоподъемность варьируется в пределах 500-700 кг. В большинстве случае используется упряжка дышлового и оглобельного типов. Но есть и тяжеловозы, которые способны перевозить до 2 т веса.

Несмотря на примитивность, телеги и сейчас используются как грузовой транспорт во многих странах. Устройство конструкции довольно сложное. Их обычно используют на фермах и в домашних хозяйствах.

Считается, что впервые телеги начали использовать в 12 веке. Сделанная в то время конструкция практически ничем не отличается от сегодняшних, за исключением нескольких усовершенствований. Современные экземпляры, как и раньше, делают из древесины с нижней конструкцией из металла. Колеса рессорного типа резиновые. Довольно часто задние колеса несколько больше, чем передние. Выделяют телеги платформенного и бортового типов.

Чтобы конь был правильно запряжен в телегу, необходимо разобраться в ее конструкции. Именно от этого зависит сам процесс. Упряжь выполняет функции по передаче усиления тяги с животного на саму телегу. Тогда конь длительное время сохраняет работоспособность. Чтобы добиться лучшего эффекта, упряжку подбирают индивидуально для каждой лошади в зависимости от ее габаритов и конституции. Дополнительно применяют специальные ремни для регулировки.

Выделяют 3 основные разновидности упряжи: для одного коня, пары лошадей, а также многоконная разновидность, которая используется для троек. Что касается последнего, то в западных странах еще выделяют подвиды для четверки, шестерки и восьмерки лошадей. Кроме того, выделяют упряжь: выездную, транспортную, бездуговую и дуговую. Известна и более развернутая классификация: постромочно-дышловая, хомутово-оглобельная, постромочная и русская. Все эти варианты отличаются по своей конструкции и способу запрягать коня.

Галерея: телега для лошади (25 фото)

Бричка для лошади (видео)

Оглобельно-дуговая запряжка

Запряжка оглобельно-дугового типа считается традиционным способом. Кстати, она является исконно русским вариантом. Чтобы понимать, как запрягать лошадь, необходимо сначала знать, из каких деталей состоит конструкция. Обязательно необходимо проверить наличие всех элементов. Непременно должен быть хомут на лошадь с гужами. Также требуется нарытник, дуга, седелка и прочие детали. Хомуты подбирают для всех лошадей, исходя из индивидуальных параметров каждой. Эта конструкция должна аккуратно прилегать к плечам лошади. Если деталь слишком большая, то ее сужают внутри, нашивая войлок. Если же конструкция мала для коня, то ее нельзя использовать с телегой. Чересседельником тоже не нужно пользоваться без седелки, так как тонкий ремешок сильно натирает кожные покровы. Его необходимо натягивать и пропускать через верх седелки. Сбруя должна быть полностью собрана. Эта деталь равномерно распределяет давление на тело лошадей.


Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств

Каждая деталь имеет свое место и последовательность при надевании. Чтобы запрячь коня, необходимо выполнить такие действия:

  1. Начинать полагается с надевания узды. В холодную пору предварительно требуется согреть трензель. Иначе остывшее железо может навредить тканям.
  2. Теперь запряжка идет следующим образом: взять упряжь в левую руку, в правой расположить седелку, которую полагается класть на спину лошадей. Сначала положить на область, которая располагается ближе к холке, а потом расправить шерсть и подвести деталь дальше.
  3. Передняя часть седелки должна располагаться выше, чем холка, а задняя, наоборот, должна лежать ниже на спине — примерно между 9 и 15 ребром.
  4. Шлею седелки расправить и установить примерно в 10 см от локтя коня. Подпругу затянуть так, чтобы между туловищем и подпругой можно было просунуть 2 пальца.
  5. Затем полагается надевать на лошадь хомут. Его следует развернуть нижней стороной наверх и продеть через голову коня. Когда деталь будет наравне с узкой частью шеи, то необходимо перевернуть хомут и правильно установить. Затем расправить шерсть и набросить шлею на тело животного.
  6. Теперь необходимо заводить лошадь в оглобли. Концы должны располагаться примерно возле гужей.
  7. С правой стороны необходимо закрепить чересседельник за петли. Потом то же самое сделать и с другой стороны.
  8. В левой руке держать гуж, при этом взять аккуратно конскую дугу. Ее полагается аккуратно подвести под левую оглоблю и обогнуть против часовой стрелки. Затем концы затянуть в петли. Те же действия повторить только с другой стороны, чтобы установить правую оглоблю.
  9. Теперь необходимо подойти к лопатке коня, взять супонь и затянуть 2 конца хомута. Обязательно проверить, достаточно ли гужа. Если концы не получается сомкнуть, то необходимо удлинить сам хомут. Если же концы сомкнулись, то дуга плохо расположена, тогда рекомендуется укорачивать гужи.
  10. К уздечке необходимо пристегнуть вожжи, которые можно продевать через среднюю часть дуги, если запряженная лошадь послушная. Если же она плохо слушается, то лучше всего сделать это с наружной стороны.
  11. Необходимо следить, чтобы гужи располагались позади дуги, не спереди. Обязательно следует проверить телегу для лошади на устойчивость и подвижность.

Есть и другой вариант — постромочно-дышловая запряжка. Такой вариант применяется, когда работа осуществляется одновременно с 2 конями. К примеру, это используется в сельскохозяйственных работах. Но чтобы так запрячь лошадь в телегу, необходимо дышло. Это оглобля одиночного типа, которая будет располагаться в середине. К ней и пристегивают каждого животного: конь должен стоять смирно. Главными деталями такой упряжки являются постромки, нашильники и нагрудники. Если нужно разобраться, как правильно запрягать лошадь в такую конструкцию, то алгоритм действий следующий:

  1. Надеть уздечки и хомуты.
  2. Расставить лошадей с обеих сторон от дышла.
  3. Надеть на дышло нашильник от каждого коня и зафиксировать его в кольцо нагрудника. Нашильники будут контролировать то, как натягивается постромок. Кроме того, они закрепляют хомут.
  4. Зафиксировать нагрудники за постромки и хомут.
  5. Пристегнуть вожжи на уздечку.

Постромочная запряжка — это еще один вариант, самый простой, так как отсутствуют оглобля, дышло, дуги. В большинстве случаев такой метод называют пристяжкой. Ее используют и для телеги, и для экипажа, и для различного оборудования, которое применяется в сельскохозяйственных работах (например, плуг и борона). Нет ничего сложного в том, чтобы запрячь лошадь таким методом. Суть заключается в том, что необходимо надеть на лошадь шлею и зафиксировать ее к кольцу телеги. Сама схема надевания шлеи напоминает схему оглобельно-дуговой упряжи.

Тележка для лошади (видео)

Изготовление своими руками

Если интересует, как сделать телегу собственноручно, необходимо сначала ознакомиться с инструкцией, подготовить соответствующие инструменты и материалы, выполнить схемы и чертежи. Только после этого можно делать телегу для лошади своими руками. Алгоритм действий заключается в следующем:

  1. Сначала необходимо выполнить ходовую часть всей конструкции. Ходовая часть представляет собой сварную раму сплошного типа и оси для колес. Сварку можно осуществить самостоятельно, но если нет необходимого опыта и навыков, то лучше всего доверить эту работу специалисту. Оси и раму можно сделать из профиля: тогда они будут сплошными. Еще 1 вариант — трубы с толстыми стенами.
  2. Теперь необходимо выполнить ось стационарного типа, которая будет располагаться сзади. Затем сделать ту, что будет спереди. Она должна поворачиваться на штыре (2 шайбы должны быть зафиксированными).
  3. Перед тем как закончить ось, которая будет располагаться спереди, необходимо определиться с типом телеги. Если она будет дышловой, то придется дополнительно сделать специальный фиксатор под дышло. Оглобли необходимо приварить к передней оси, и тоже понадобится специальный фиксатор. Другими словами, оглобли не будут сниматься, но они должны располагаться подвижно, чтобы за счет держателя могли направляться в стороны, вверх, вниз. Кстати, их можно зафиксировать на кронштейне. Для усиления применяются тяжи — это катанки. Их диаметр должен быть примерно 1 см. Катанку полагается фиксировать к передней оси и оглобле.
  4. Завершить ходовую часть нужно установкой колес. При необходимости ставят еще и тормоза.
  5. Теперь требуется сделать кузов на свой вкус. Можно просто нарезать доски и выполнить платформу, которая будет закреплена на раме. Этот вариант можно и модифицировать.
  6. Оглобли можно сделать из металлических труб. Также подойдут и деревянные брусья.
  7. В кузове можно сделать сиденье.

Телеги для лошади являются самым старым транспортным средством. Постепенно их совершенствовали и модифицировали, так что появлялись новые конструкции (например, кареты). Процесс упряжки тоже постепенно усложнялся.

Декорирование внутреннего пространства дачного участка – занятие интересное и увлекательное. Множество различных элементов позволяет сделать территорию вашего загородного дома уникальной, не похожей на все остальные. Некоторые детали декора можно приобрести в специализированных магазинах, некоторые, при наличии некоторого количества свободного времени не сложно изготовить своими руками. Сегодня расскажем об изготовлении декоративной дачной телеги для сада.

Разновидности декоративных телег

Вариантов этого изделия много. Некоторые из них имеют большие размеры и требуют для своего размещения достаточно свободного пространства. Другие же невелики, могут быть оснащены лишь парой колес располагаться на любом свободном клочке земли.

Чаще всего декоративные телеги и тележки служат своеобразными кашпо для размещения различных цветущих растений в горшках или ящиках различной формы.

Конструктивно декоративная садовая тележка состоит из нескольких основных элементов. К ним относятся кузов, который может быть бортовым или выполняться в виде открытой плоской платформы, одна или две колесные пары и оглобли.

Корпус декоративной садовой телеги, или кузов не сложно изготовить из обрезного строганного пиломатериала или листовых древесных материалов, предварительно разметив, выпилив и соединив детали по заранее продуманной форме и размерам с помощью саморезов или гвоздей.

Как правило, сложность при самостоятельном проектировании подобных декоративных изделий вызывает процесс изготовления колеса. Более простой вариант представляет собой однодетальное изделие, выпиленное из одного куска фанеры или древесины достаточной толщины.

Более сложны в изготовлении сборные варианты, состоящие из нескольких деталей. Именно на технологии изготовления подобного колеса мы и остановимся подробно.

Изготовление деревянного колеса для телеги

Практически любое сборное колесо представляет собой кольцеобразный обод, внутри которого размещены спицы и центральная ось.

Для изготовления обода необходимо предварительно изготовить шаблон в натуральную величину. Для этого понадобится лист фанеры, ДСП или ОСП достаточного размера. На нем следует разметить окружность, диаметр которой будет равен диаметру обода колеса.

Рисование круга большого диаметра может вызвать определенные трудности. Для облегчения процесса поступим следующим образом:

  1. разметим на заготовке ее центр, расположенный на пересечении диагоналей (в том случае, если заготовка прямоугольная) или примерно на равном удалении от кромок;
  2. забьем в полученную точку гвоздь № 40 или 50 на глубину 15-20 миллиметров;
  3. в тонкой рейке достаточной длины просверлим два отверстия диаметром 5 и 8 миллиметров. Расстояние между отверстиями равно диаметру размечаемой окружности.
  4. меньшим отверстием установим рейку на гвоздь, а в большее плотно вставим карандаш, и выполним разметку круга, вращая рейку вокруг гвоздя.

Далее через центр круга проведем два взаимно перпендикулярных диаметра – отрезка, соединяющих точки круга. После этого разметим еще два диаметра, смещенных относительно первых на угол 45о. Таким образом мы разделили круг на 8 равных частей.

Для изготовления обода понадобятся восемь деревянных остроганных дощечек 30х80, длина которых должна превышать расстояние между точками пересечения окружности соседними диаметрами. Торцы отпилите под углом 67,5о, контролируя необходимую длину деталей по шаблону. Пиление удобно выполнять с помощью торцовочной пилы, лучковой пилы с регулируемым поворотным столиком или после предварительной разметки с помощью шаблона.

Затем сложите полученные детали на шаблоне и убедитесь в качестве их стыковки.

Следующий этап – изготовление оси колеса. Ее выпилим из подходящего размера заготовки электролобзиком или ленточной пилой, выполнив предварительную разметку чертежным циркулем.

Тем же инструментом после предварительной разметки выпилите детали обода колеса так, чтобы получилось деревянное кольцо.

Спицы. Подготовка к установке

В качестве спиц колеса для телеги удобно использовать готовые круглые палочки, например, черенки для сельскохозяйственного инструмента, которые можно приобрести в любом строительном или хозяйственном магазине. Длину деталей подбираем, ориентируясь на внутренний диаметр обода и диаметр оси.

Для установки спиц в деталях колеса необходимо просверлить 16 глухих отверстий, диаметр которых равен диаметру стержней. Расположение отверстий в ободе и оси должно строго соответствовать друг другу.

Для сверления используйте электродрель или сверлильный станок. Правильное направление оси отверстий обеспечат несложные самодельные приспособления.

Сборка колеса

Подготовив таким образом все детали нашего колеса приступаем к его сборке. Соединение элементов осуществляем на клею в следующей последовательности:

  1. устанавливаем спицы в отверстия, просверленные в оси колеса;
  2. вторые концы спиц вставляем в отверстия в деталях обода;
  3. смазываем торцы частей обода колеса, стыкуем их и стягиваем на плоском основании прочным шнуром или ременной ваймой. Во избежание коробления рекомендуем прижать готовое изделие сверху.

После склеивания удалите излишки клея и зачистите все поверхности деталей колеса наждачной бумагой. Окончательную отделку декоративной телеги выполняйте после сборки всего изделия. Сохранить и подчеркнуть натуральный цвет древесины поможет лакирование, придать материалу тот или иной оттенок способна отделка различными морилками и другими подобными составами.

Полностью скрыть рисунок дерева, придать тележке яркий вид можно, применяя атмосферостойкие красители на масляной или нитрооснове.

Видео: изготовление деревянного колеса

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами;)